Театральные музеи Москвы

1. Театральный музей имени А.А.Бахрушина. Музей имени А.А.Бахрушина основан 29 октября 1894 года известным московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865-1929).

Алексей Александрович Бахрушин, принадлежал к одной из самых уважаемых в Москве купеческих семей. Бахрушины были не только успешными предпринимателями, но и известными благотворителями.

С юных лет Алексей Александрович увлекался оперой, а еще более балетом и испытывал восторженное преклонение  перед мастерами Малого театра — Ермоловой, Федотовой, Никулиной, Садовским, Ленским. Вскоре любовь к театру превратилась в настоящую страсть. Алексей Александрович все больше и больше сближался с театральным миром, всеми правдами и неправдами добывал разнообразные предметы, собирал свою коллекцию: программы спектаклей, юбилейные адреса, фотографии с автографами, тетрадки с текстами ролей, балетные туфельки, перчатки актрис. Он разыскивал эти вещи сам и при помощи друзей, стал завсегдатаем букинистических и антикварных лавок. Коллекционирование превратилось в страсть.

Впервые Алексей Александрович показал свою коллекцию друзьям 11 июня 1894 года. 30 октября того же года Бахрушин организовал в родительском доме в Кожевниках выставку для всех желающих. Этот день он считал официальной датой основания своего музея. Старинные музыкальные инструменты и ноты, автографы и рукописи актеров, писателей, драматургов, портреты, картины и театральные эскизы работы Кипренского, Тропинина, Головина, братьев Васнецовых, Репина, Врубеля, Добужинского, Коровина, Кустодиева, собрания театральных биноклей, дамских вееров, личные вещи актеров, предметы театрального быта — чего только не вобрала в себя за долгие годы бахрушинская коллекция! С каждым днем пополняясь, она требовала все новых помещений.

В 1897 году Бахрушин был избран членом совета Российского театрального общества и возглавил Московское театральное бюро. Многие годы он вел большую полезную работу в ВТО. Тогда же, в 1897 году, выставил свою кандидатуру в городскую думу и стал там бессменным докладчиком по всем вопросам, связанным с театром. Бахрушин являлся непременным участником также и многочисленных комиссий, выставочных комитетов, связанных с театром, искусством, историей.

25 ноября 1913 года его коллекция была передана Российской Академии наук.

На сегодняшний день коллекция музея – это крупнейшее в России собрание материалов по истории отечественного и зарубежного театра, насчитывающее более 1,5 млн. экспонатов:

– Отдел декорационно-изобразительных материалов составляют эскизы костюмов и декораций, живописные, графические и скульптурные портреты театральных деятелей, изображения театральных зданий, актеров, театральных представлений, шаржи и карикатуры, макеты декораций;

– Отдел фото-негативных документов – второй по объёму в музее, включает более 500  000 единиц хранения. Это фотографии сцен из спектаклей, фотопортреты актёров в жизни и в ролях, писателей-драматургов, режиссёров, художников, антрепренёров и других театральных деятелей; групповые портреты; снимки театральных зданий внутри и снаружи. Его временные границы — от 1850-х годов до наших дней;

– Отдел афиш и программ — самая обширная коллекция музея, в нем содержится более 600 000 единиц хранения. Его основа — афиши императорских и частных театров. Театральный музей обладает единственной в стране коллекцией афиш дореволюционной провинции;

– Архивно-рукописный отдел театрального музея это уникальное собрание документальных памятников истории отечественного театра от XVIII века до наших дней. В настоящее время здесь находится около 200 000 единиц хранения. Все документы входят в состав личных, семейных фондов, архивных коллекций и собраний и характеризуют деятельность творческих коллективов театров, жизнь и творчество актеров, режиссеров, драматургов, композиторов, хореографов, историков театра, театральных художников и их окружение. Здесь можно найти авторские рукописи пьес и статей, режиссерские экземпляры пьес, режиссерские заметки, разработки, тексты игранных ролей с пометами актеров, письма, дневники, записные книжки, воспоминания, фотографии в жизни и в ролях, программы, афиши, личные документы, приветственные адреса, грамоты и др.;

– Отдел мемориально-вещевого фонда существует насчитывает более 7 000 единиц хранения. В его основе лежит коллекция собранная еще основателем музея, А.А.Бахрушиным. Эти предметы – вещи корифеев русской и зарубежной сцены, памятные медали, наградные знаки, жетоны и значки, театральный и бытовой костюм, предметы прикладного искусства из стекла и фарфора, художественный металл, реквизит и бутафория к отдельным спектаклям, предметы театрального быта. Отдельно выделен фонд предметов с содержанием драгоценных металлов и камней. Коллекция театрального костюма дает представление о сценической истории и художественном решении спектаклей, о творческой мастерской актеров и их репертуаре;

– Отдел фондов детских и кукольных театров — самый молодой в музее. Весь фонд отдела насчитывает около 40 000 музейных предметов и состоит из 4 уникальных коллекций, связанных с историей зарождения и становления детских театров в стране. Основа -коллекция театральных кукол, широко представлены старейшие кукольные театры: театр художников Ефимовых (Москва) и театр кукол-марионеток под руководством Е. Деммени (Петербург).

В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, погружающие посетителя в закулисный театральный мир, балетного и оперного искусства. В музее проводятся временные выставки из запасников и фондов, встречи с известными артистами и творческие вечера, а также лекции по истории театра с использованием уникальных фондовых материалов.

2. Дом-музей М.С.Щепкина. В истории русской культуры имени Михаила Семеновича Щепкина (1788 – 1863) по праву принадлежит слава театрального искусства. Творческая жизнь Михаила Щепкина началась в провинции, в частных театрах. С сочувствием и сердечной болью он вспоминал о трагичной судьбе крепостных актёров.

Вскоре, после удачного дебюта в Москве, Щепкина пригласили в Императорский московский театр. В 1822 году он переехал в Москву уже вольным актёром. Это была золотая пора «просвещённых театралов», интереснейший период в истории русского театра, время достаточно сложных театральных реформ. К руководству театром пришли увлечённые, знающие и любящие его люди. Вступление М.С.Щепкина на сцену Императорского московского театра стало крупнейшим событием в истории сценического искусства: труппа обрела артиста гениального, в расцвете таланта, привыкшего много и неустанно работать над совершенствованием ролей.

Всегда и везде Михаил Семёнович Щепкин сохранял самобытность суждений и гуманизм. Новое общение обогатило его и ввело в самый центр интеллектуально-идейной жизни эпохи, одной из задач которой был поиск законов развития общества. В театре же эту задачу предстояло решать именно М.С.Щепкину — человеку, тонко чувствующему душу своего народа, способного глубоко переживать, наделённого народной мудростью, аналитическим умом и талантом. Заслуга его перед театром состоит не только в утверждении художественного реализма в искусстве, но и в подходе к раскрытию законов актёрского творчества.

Его творческий метод лёг в основу стройной системы другого замечательного театрального деятеля – К.С.Станиславского, а учение М.С.Щепкина и поныне питает творчество артистов всего мира. Как показало время, миссия М.С.Щепкина на земле вышла за рамки театра, его судьба тесно связана с судьбой России. Будучи яркой личностью, он внёс свой вклад в развитие искусства и общественной мысли.

Дом-музей М.С.Щепкина располагается в старинном доме, построенном в конце XVIII века и являющимся уникальным памятником истории и архитектуры. Это здание одно из немногих, уцелевшее во время пожара Москвы 1812 года. Здесь последние четыре года своей жизни прожил Михаил Семёнович Щепкин.
В музее представлены подлинные предметы: книги, живописные полотна, мебель, чашку, из которой пил хозяин дома; здесь можно окунутся в атмосферу тепла и уюта, всепоглощающей любви к искусству театра, царившей в этом доме.

В музее проводятся экскурсии, во время которых можно узнать о жизни и творчестве великого артиста, о его детских и юношеских годах, о первых шагах на сцене и творческой деятельности на сцене Малого театра, которому он посвятил 40 лет своей жизни. Большое внимание уделяется реформаторский роли М.С.Щепкина в развитии русского театра первой половины XIX веков, его дружбе с выдающимися деятелями науки, культуры, литературы – А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, Т.Г.Шевченко, И.С.Тургеневым, С.Т.Аксаковым, Т.Н.Грановским, В.Г.Белинским, А.И.Герценом, С.П.Шевыревым и многими другими.

3. Музей МХТ имени А.П.Чехова. Московский Художественный театр создан в 1898 году К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, а с 1919 года он меняет название на академический (МХАТ). С 1902 года театр располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году архитектором Ф.О.Шехтелем. Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал В.И.Немирович-Данченко и участники спектаклей руководимого К.С.Станиславским Общества любителей искусства и литературы. Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А.П.Чехова и М.Горького.

В работе над спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр – первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ – «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1906), «Синяя птица» М.Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И.С.Тургенева (1909), «Гамлет» У.Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

С 1923 года существует музей МХАТ. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей Художественного театра. Музей обладает уникальным собранием документальных фондов, сценических костюмов и макетов, театральной живописи, графики и скульптуры, мемориальных вещей, театральных реликвий. Постоянная экспозиция включает в себя мемориальный кабинет В.И.Немировича-Данченко, артистическую уборную К.С.Станиславского, “Ефремовское фойе” и артистическую уборную О.Н.Ефремова.

4. Музей-квартира В.И.Немировича-Данченко – одного из основателей и руководителей Московского Художественного театра. В доме 5/7 в Глинищевском переулке Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни. В 1944 году здесь был открыт его мемориальный музей. В неприкосновенности сохранилась обстановка комнат старой московской квартиры, экспонаты рассказывают о долгой и плодотворной жизни в искусстве выдающегося режиссера, драматурга и театрального педагога. На стенах кабинета – портреты и фотоснимки крупных деятелей русской культуры с дарственными надписями хозяину. В музее-квартире проводятся выставки, экскурсии, посвященные жизни и деятельности В.И. Немировича-Данченко.

5. Дом-музей К.С.Станиславского. Особняк начала XIX века построен на фундаменте белокаменных палат XVII-XVIII веков, его интерьер выполнен в стиле раннего русского ампир.

В начале 20-х годов Станиславский переехал с семьей в дом N 6 по Леонтьевскому переулку. В этом доме прошли последние 17 лет его жизни. Семья Станиславского занимала в доме второй этаж, который был разделен на две половины: жилые комнаты (кабинет, столовая, спальни) и помещения, где размещалась Оперная студия, созданная великим режиссером в 1918 году при Большом театре. Впоследствии студия была отделена от Большого театра в 1924 году ей было присвоено имя Станиславского. Двумя годами позже Оперную студию преобразовали в Оперный театр.  Главным помещением студии являлся так называемый Онегинский зал. В мае 1922 года в этом зале состоялась премьера оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”, поставленная силами студийцев под руководством Станиславского. Спектакль имел такой успех, что  решено было перенести его на большую театральную сцену. Зал, где родился этот удивительный спектакль стали называть Онегинским. В Онегинском зале проходили репетиции и других опер, над которыми работал Станиславский: “Царская невеста” (1926) и “Майская дочь” (1928) Н.А.Римского-Корсакова, “Богема” (1927) Д.Пуччини и другие. В память о репетициях Константина Сергеевича в зале и по сей день стоит его кожаное кресло. Сердцем дома является кабинет хозяина – свидетель его неустанной работы и напряженных творческих исканий. Здесь Станиславским были написаны книги “Моя жизнь в искусстве” и “Работа актера над собой”, известные сегодня всему миру. В последнее десятилетие жизни, когда состояние здоровья не позволяло Константину Сергеевичу покидать дом, кабинет превращался в “лабораторию”. Сюда к великому учителю приходили его друзья и ученики.

К кабинету примыкает спальня, в которой сохранилось все, как было при жизни хозяина дома. В столовой, которая находится рядом, висят старые семейные портреты родных Станиславского, владельцев золотоканительной фабрики в Москве купцов Алексеевых, а также фотография их дома, где в 1863 году родился Костя Алексеев. Играя с 14 лет на любительской сцене, он в 1885 году взял себе псевдоним Станиславский. Две маленькие уютные комнаты в доме занимала жена Константина Сергеевича актриса Московского Художественного театра Мария Петровна Лилина.

В комнатах третьего этажа расположена экспозиция, рассказывающая о деятельности Станиславского в советское время; о его работе над созданием этапных спектаклей МХАТ “Дни Турбиных” М.Булгакова (1926) и “Бронепоезд 14-69” Вс.Иванова (1927) Славу советскому театру принесли имена актеров и режиссеров, воспитанных К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем- Данченко в студиях.

 

6. Дом-музей М.Н.Ермоловой. Мария Николаевна Ермолова (1853-1928) – русская актриса, заслуженная артистка императорских театров. Ермолова родилась 3 (15) июля 1853 года в Москве в семье суфлера Малого театра Н.А.Ермолова. В 1863 году поступила в Московское Императорское театральное училище, училась в балетном классе под руководством известного петербургского танцовщика Ф.Н.Манохина. К балету у юной Ермоловой душа не лежала и, учась в театральной школе, она переписывала и разучивала роли из драматических произведений, водевилей и мелодрам. В 1866 отец Ермоловой выпустил ее в свой бенефис в шуточном водевиле с пением «Жених нарасхват» Д.Т.Ленского. В 1871 году Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра. Еще до официального зачисления она получала роли и успешно играла их. В 1876 году в свой первый бенефис Ермолова поставила пьесу Лопе де Вега «Овечий источник» в специально сделанном для этого случая переводе С. А. Юрьева. Роль Лауренсии стала триумфом Ермоловой, открыв целое направление в репертуаре Малого театра — «эпоху романтики». Вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, искренности, теплоты и правдивости. Сила героического пафоса Ермоловой, мощь ее трагедийного дарования наиболее ярко проявились в роли Иоанны Д’Арк («Орлеанская дева» Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. Отстаивая свою линию в репертуаре Малого театра, Ермолова добилась в 1886 году разрешения поставить в свой бенефис трагедию Шиллера «Мария Стюарт» и сыграла в ней главную роль. Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика А.С.Пушкина, Ю.М.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина, Я.П.Полонского и других.
В самом сердце Тверского бульвара расположился аккуратный особняк, один из свидетелей старинной Москвы. При входе в Дом-музей создаётся впечатление, словно время на миг остановилось: вы проходите по расположенным анфиладой комнатам, экскурсовод рассказывает захватывающую историю о великой русской актрисе Марии Николаевне Ермоловой и её подлинной «жизни в искусстве». Кажется, где-то рядом, лёгкими неслышными шагами ходит по Дому и сама прославленная хозяйка…
В Доме удивительным образом сочетаются черты классицизма конца XVIII века и модерна рубежа XIX–XX веков. Здесь всегда бережно хранились традиции. После приобретения дома М.Н.Ермолова и её супруг, известный адвокат Н.П.Шубинский, не меняли ни обстановки, ни цвета стен. И по сей день — в духе моды XVIII столетия – сохраняются «разноцветные» комнаты: Жёлтая Зелёная гостиные, блестящий Белый зал, где художник В.А.Серов писал знаменитый ермоловский портрет.
Дом-музей М.Н.Ермоловой — место театральное. Здесь хранятся старинные афиши спектаклей, театральная бутафория, эскизы костюмов и подлинные костюмы. В одном из них — железной кольчуге и со шпагой — Ермолова играла свою легендарную Жанну д’Арк, а в другом — строгом чёрном платье a la «тургеневская барышня» — читала пламенные стихи Н.А.Некрасова перед восторженной студенческой аудиторией.

Leave a Reply