Музей В.А.Тропинина

Среди множества музеев Москвы – Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени занимает особое место. Его по праву считают самым московским музеем среди столичных музеев. Это связано с тем, что само здание и хранящиеся в нем произведения искусства имеют прямое отношение к художественной культуре Москвы XVIII – XIX веков.

Музей основан в 1969 году известным московским коллекционером Ф.Е.Вишневским, который передал в дар городу особняк и двести пятьдесят художественных произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. Всего Ф.Е. Вишневским подарено различным музеям страны около восьмисот произведений искусства. За сорок лет собрание музея увеличилось почти в десять раз. Музей обладает одним из значительных собраний произведений В.А.Тропинина – основоположника “московской школы” живописи, любимого портретиста Москвы 1-й половины XIX века, а также работ выдающихся художников прошлого. В фондах музея хранятся также картины знаменитых мастеров XIX века: И.К. Айвазовского, А.Н. Бенуа, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.Д. Поленова и др.

Отличительной чертой музея является его камерность, сохраняющая атмосферу старинного московского дома. Мебель, старинные люстры, светильники, фарфор, стекло, шкатулки из кости, бисерное шитье – все эти предметы помогают ощутить гармонию давно минувших времен.

Тематика экспозиций и выставок музея весьма привлекательна для посетителей. Сотрудниками музея проводятся обзорные и тематические экскурсии как по самому музею, так и по району Замоскворечья.

Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

В 9 лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств. После рисовальных классов Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С.С.Щукин. В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда  определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми напоминает одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков – “Автопортрет” Щукина. Будучи слушателем Академии, Тропинин получил возможность приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. По копиям Тропинина можно судить о его интересе к голландским и фламандским мастерам — Рембрандту, Йордансу, Тенирсу. Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре художественной жизни Петербурга.

В 1804 году его учеба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь, на Украине, Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором. Следы активной работы над украинской тематикой обнаруживает графика Тропинина. В его акварелях и рисунках 1810-х — начала 1820-х годов встречаются изображения женщин в украинском костюме, горбатого скрипача, подростков, пастухов, украинских крестьян.

В 1812 году семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых стал этюд, изображающий братьев Н.И. и И.И.Морковых (1813 год). В 1821 году Тропинин навсегда возвращается в Москву. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства.
Значительную часть заказчиков художника составляли московские купцы, которым был близок тропининский трезвый и вдумчивый взгляд на модель, умение подчеркнуть достоинство личности. Фамильные купеческие галереи часто создавались в подражание дворянским, но во многом отражали и вкусы своей среды. Тропинин писал портреты членов купеческих династий Киселевых, Карзинкиных, Мазуриных, Сапожниковых.
Тропинин стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников.

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи “последним сыном XVIII века”, в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века — верность натуре, аналитический взгляд на мир — и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века. Умер Василий Андреевич Тропинин 3 мая 1857 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Leave a Reply