Русская икона

Слово «икона» в переводе с греческого языка означает «изображение, образ». Система художественных приемов иконописи сложилась к 9—10-му веку в Византии. Вероятно, что именно из Византии распространился новый тип иконы — житийный: в центре изображается фигура святого или святой, а на полях иконы в клеймах (маленьких живописных композициях) представлены сцены из жизни святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ. Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская и др. Появились и свои русские святые, и свои церковные праздники, которые нашли свое яркое отражение в иконописи.

1. Музей русской иконы – это единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей, это не только самое крупное и значительное по уровню представленных произведений частное собрание, насчитывающее почти 4500 единиц хранения, но и самое широкое по охвату материала, поражающего своими хронологическими рамками. Оно включает произведения важнейших художественных центров восточно-христианского искусства: от античных и позднеримских образцов, служивших основой византийской образности; раннехристианских и собственно византийских древностей VI–XIV вв., некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев; греческих и поствизантийских памятников; произведений эфиопской культуры; – вплоть до русской иконописи, которая является основой коллекции и охватывает чрезвычайно обширный период – от XIV до начала XX века.

Предметы мелкой пластики XII−XVI веков дают представление о своеобразии и особенностях древнерусского прикладного искусства. Чрезвычайно редкостным для частных собраний является произведение лицевого шитья конца XVI столетия, прекрасное по сохранности и качеству исполнения.

В Музее ежедневно проводятся бесплатные обзорные и тематические экскурсии для всех желающих, постоянно работают научные консультанты, действует лекторий, проходят концерты и презентации.

2. Отдел иконописи в Третьяковской Галерее. После революции 1917 года отдел древнерусского искусства (так  именовалась часть экспозиции Третьяковской галереи) просуществовал до реорганизации Галереи в 1923 году. К этому времени коллекция иконописи Галереи состояла из 70 икон и одной парсуны. Систематическая экспедиционная работа отдела древнерусского искусства началась на рубеже 1950–1960-х годов. Маршруты экспедиций не были случайны, они составлялись так, чтобы охватить ранее не исследованные районы и центры, древнее искусство которых оказалось недостаточно полно изучено, либо вовсе не представлено в собрании Галереи. Это Рязанская, Нижегородская области, ряд районов Владимирской области, северные владения древних княжеств Северо-Восточной Руси. В 1961 году сотрудники Галереи приняли участие в экспедиции Архангельского музея, в Рязанскую и Костромскую область, г.Великий Устюг. Коллекция древнерусской живописи Галереи пополнялась на протяжении последних десятилетий, в том числе благодаря щедрым дарам.

Коллекция иконописи в Государственной Третьяковской галерее по праву считается одним из лучших собраний в мире. Продолжает пополняться собрание древнерусского искусства Третьяковской галереи и в настоящее время – это покупки и дары частных лиц. Сейчас коллекция музея составляет уже более шести тысяч единиц хранения:  иконы, фрагменты фресок и мозаик, скульптура, мелкая пластика, предметы прикладного искусства, копии фресок.

Leave a Reply