
Музей народной графики
Музей расположен в историческом месте Москвы, где когда-то возник уникальный художественный и печатный вид искусства. В XVII веке эта местность получила название Мещанская слобода, и здесь на Сретенке жили не только печатники. В начале XVII века в Сретенской слободе жили представители 32 профессий. Память о проживавших здесь ремесленниках сохранилась в названиях сретенских переулков: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирин, и в названиях церквей Успения Богородицы в Печатниках и Святой Троицы в Листах. Название “Листы” происходит от лубочных картинок – “листов”, которые выставлялись печатниками на продажу у ограды церкви.
Лубок – русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова “Апостол”, 1564 год. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как картинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным текстом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традиционный вид искусства и в этом качестве стал известен за пределами России.
В 1627 году лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название “Библия для бедных” (1692-1696). “Бедными” именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиозной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к рыцарским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи (“Как мыши кота хоронили”). Лубок является объединяющим видом искусства славянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.
В музее представлены лубочные картинки русского народа. Посетители знакомятся с историей развития лубка, с различными его видами: духовным, историческим, песенным, сатирическим, декоративным, поучительным.
В фондах Музея присутствует не только лубок, но и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика. Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские» 1870 года.