Музей народной графики

Музей расположен в историческом месте Москвы, где когда-то возник уникальный художественный и печатный вид искусства. В XVII веке эта местность получила название Мещанская слобода, и здесь на Сретенке жили не только печатники. В начале XVII века в Сретенской слободе жили представители 32 профессий. Память о проживавших здесь ремесленниках сохранилась в названиях сретенских переулков: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирин, и в названиях церквей Успения Богородицы в Печатниках и Святой Троицы в Листах. Название “Листы” происходит от лубочных картинок – “листов”, которые выставлялись печатниками на продажу у ограды церкви.

Лубок – русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова “Апостол”, 1564 год. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве стал известен за пределами России.

В 1627 году лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название “Библия для бедных” (1692-1696). “Бедными” именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи (“Как мыши кота хоронили”). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.  

В музее представлены лубочные картинки русского народа. Посетители знакомятся с историей развития лубка, с различными его видами: духовным, историческим, песенным, сатирическим, декоративным, поучительным.

В фондах Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика. Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские» 1870 года.

Leave a Reply