Музей-квартира А.М.Васнецова

Дом, в котором находится музей-квартира, построен в начале ХХ века. С 1903 по 1933 годы в нем жил, работал и умер большой русский художник, историк Москвы А.М.Васнецов, внесший в историю города и в русское искусство значительный вклад.

Экспозиция музея знакомит посетителей с домашней мастерской, мемориальной обстановкой конца ХIХ – начала ХХ века, а также с многогранным  художественным творчеством Аполлинария Васнецова.

В музее читаются лекции, проводятся экскурсии и занятия с детьми, а также ставшие популярными традиционные “Васнецовские вечера”. Музей пользуется большой популярностью у москвичей и гостей столицы, поскольку реально отражает московский уклад жизни конца ХIХ – начала ХХ века.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933) — русский исторический живописец, мастер пейзажа. В 1878 году он вместе с молодой женой Александрой Владимировной Рязанцевой переехал в Москву к брату Виктору Васнецову, и с этого времени Аполлинарий Михайлович окончательно посвятил себя живописи и графике.

Много работал в Киеве и снова в Москве. Совершил несколько поездок по северу и югу России, изучал новые приемы в технике живописи в Париже, также путешествовал по Италии и Германии.

Аполлинарий Михайлович был членом Товарищества передвижников и одним из основателей Союза русских художников. В 1901-1918 годах преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, руководя там классом пейзажной живописи после смерти Исаака Левитана.

К числу наиболее удачных картин Аполлинария Васнецова, замечательных тонкой и сильной передачей общего впечатления природы, принадлежат: “Серенький день”, “Родина”, “Тайга на Урале”, “Кама”, “На Севере” и “Старая Москва”. Особый авторитет Васнецов завоевал своими историко-архитектурными картинами («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века», «Гонцы. Ранним утром в Кремле», «Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке» и др.), проникновенно воссоздающими облик средневековой Москвы, чаще всего Москвы XVII столетия. Этому столетию мастер придавал особое значение, считая тогдашнюю архитектуру высшим образцом «русского стиля». Страстно полюбив древнюю столицу, Васнецов исходил ее вдоль и поперек, внимательно следил за археологическими раскопками и сам принимал в них участие, подготовив целый ряд научных докладов и публикаций. В живописи же и графике своей Аполлинарий Михайлович одушевлял научные данные поэтической фантазией, передающей не просто какие-то пестрые кусочки старинного быта, а его целостную среду. Поэтому его образы (репродукции с которых часто используются в качестве исторических иллюстраций) одновременно и весьма достоверны и полны ретроспективной национальной романтики.

Leave a Reply