Музей Декоративно-прикладного и народного искусства

Музей расположен в комплексе зданий – памятнике архитектуры конца XVIII – начала XX веков. По имени прежних владельцев эту старинную усадьбу называют “Усадьбой Остермана”. Со второй четверти XVII века усадьба принадлежала боярам Стрешневым, а в 1783 году перешла по наследству графу Ивану Андреевичу Остерману. В 1796 году титул графа Остермана перешел к Александру Ивановичу Толстому – герою Отечественной войны 1812 года. В конце XVIII века главный усадебный дом, перестроенный по проекту неизвестного архитектора, приобрел вид близкий современному.
В 1834 году комплекс зданий был передан московской духовной Семинарии, в 1918 году здание было национализировано и передано в ведение ВЦИК.

Экспозиция музея представлена постоянными и временными выставками. Постоянная экспозиция музея включает в себя:

1. Экспозиция декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала XX веков. Здесь можно увидеть произведения русских мастеров от эпохи петровских преобразований до начала ХХ века.

В зале искусства конца XVII – XVIII веков представлено творчество русских стеклоделов, керамистов, эмальеров, косторезов и др. Среди них — роскошные хрустальные гравированные дарственные кубки времен императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Замечательна коллекция произведений Императорского фарфорового завода и ранних изделий завода Ф.Гарднера. К шедеврам музейного собрания относятся уникальные творения холмогорских резчиков по кости.

В залах искусства середины XIX – конца XIX веков, названных «В Комнатах», созданы уголки дамского будуара и мужского кабинета.

Здесь витает атмосфера частной жизни 1830–1860-х гг., которая в значительной степени сохраняется на протяжении следующих десятилетий, несмотря на активные преобразования интерьерного жилого пространства стилем модерн.

В зале неоклассики представлены типичная гостиная и комплексы костюмов и аксессуаров второй половины XIX века. В витринах выставлены фарфор и стекло, созданные на Императорском фарфоровом заводе (с 1890-х гг. Императорский стеклянный завод стал цехом фарфорового предприятия), а также изделия из металла времен модерна и неоклассики. И многое другое.

2. В залах «Традиционное народное искусство» представлены предметы из уникальной коллекции домовой резьбы Поволжья: резные лобовые доски, причелины, оконные и светелочные наличники. Демонстрируются расписные детали крестьянского дома различных областей Русского севера – Архангельской, Вологодской, Костромской, а также Урала и Алтайского края, крестьянская мебель и посуда. В форме и декоре этих предметов отражался ритуальный характер крестьянского уклада жизни. Особый интерес представляет собрание женской праздничной одежды, женские и девичьи головные уборы 17-19 в.в., образцы монастырского золотного шитья, старинное кружево из льняных и шелковых нитей, вышивка из различных традиционных центров.
Мир детства раскрывается в зале деревянной и глиняной игрушки. Традиционные центры народной игрушки, как давно угасшие, так и сохранившиеся до наших дней, представлены в экспозиции крестьянского искусства разнообразно и полно: Сергиев-Посад, Дымково, Каргополь, Абашево, Филимоно, Хлуднево, Жбанниково.

3. Галерея русского фарфора. Цельностью, полнотой и разнообразием отличается коллекция агитационного и декоративного художественного фарфора и фаянса 1920-1930-х годов. Наряду с общеизвестными, ставшими хрестоматийными, произведениями художников Государственного фарфорового завода, экспонируются также редкие работы.

4. Русская лаковая живопись входит в сокровищницу мировой культуры, унаследовав  и творчески развив лучшие достижения Востока и Запада, обогатив их национальной самобытностью, глубиной образов и совершенством технических приемов. Воспринимая все лучшее и интересное из международного опыта, русские мастера никогда не обращались к копированию, а всегда привносили что-то новое.

Русские лаки, в отличие от других видов искусства, никогда не переживали «агитационный» период. Жизненные сюжеты, опоэтизированные художниками и переданные ими в форме высокого искусства, отражали ритм времени и непреходящую красоту мироздания даже в трагические периоды истории.

Эстетика народной жизни – главное, что стало отличительной особенностью русских лаков. История страны, литературные произведения русских и зарубежных писателей, поэзия, русские сказки, как сконцентрированная мудрость народа, сложный мир человеческих устремлений – все это нашло свое отражение в русской лаковой живописи.

Музейно-просветительский центр проводит обзорные и тематические экскурсии, постоянные и сезонные образовательные программы для детей и взрослых, главной целью которых является знакомство гостей музея с богатым миром национального декоративно-прикладного искусства XVII – XXI веков. Важной частью каждой тематической программы является творческая работа в мастерской центра, где после экскурсии гости могут создать собственный предмет декоративно-прикладного искусства и забрать его с собой.

Leave a Reply