Музей древнерусской культуры и искусства имени А.Рублёва

В 1947 году на территории Спасо-Андроникова монастыря был образован Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, а собранные произведения требовали тщательной и многолетней реставрации. Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт. Десятки раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства, представлена в экспозиции музея. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Как по комплексу монастыря, так и по его экспозиции сотрудниками музея проводятся различные тематические выставки. Экспозиции музея представлены следующими темами:

1. Иконопись. Это наиболее ценная и значительная часть музейной коллекции. Важную и яркую часть собрания составляет живопись Твери. Тверское княжество просуществовало с XIII века до 1485 года, когда оно было присоединено к Москве. Музей располагает едва ли не лучшей коллекцией тверских икон XV века, выразительно экспрессивных и ярких по живописи. Ростов Великий – после присоединения к Москве продолжал сохранять роль крупного духовного и художественного центра, ростовские иконописцы принимали участие в создании грандиозного иконостаса для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, пять икон которого хранятся в музейном собрании. Особое место принадлежит произведениям московской иконописи, связанным с мастерской и традициями второго после Андрея Рублева великого художника конца XV–начала XVI века Дионисия. Музей располагает одной из лучших коллекцией столичной иконописи этого периода.

2. Монументальная живопись. Самым ранним образцом в коллекции монументальной живописи являются два руинированных образа святых, относящиеся к остаткам знаменитой росписи церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, созданной в 1199 году и разрушенной во время Великой Отечественной войны.

3. Декоративно-прикладное искусство. Основную часть коллекции составляет мелкая классика: миниатюрная резьба по дереву, камню, кости, медное и серебряное литье, меднолитые кресты-энколпионы XI-XV веков. Разнообразие иконографии и декорации, качество литья характерны для наперсных икон и крестов, выполненных мастерами Великого Новгорода в XIV-XVI веках.

4. Скульптура дает яркое представление о развитии храмовой скульптуры начиная с эпохи правления царя Алексея Михайловича. Древнерусским рельефным образам свойственна уплощенность, объем трактуется условно, широко используются живописные средства. Тыльная сторона скульптур нередко срезалась для соединения с задней стенкой киота. Помимо моленных образов в храмах издавна присутствовала декоративная резьба – иконостасы, киоты, царские врата.

5. Рукописная и старопечатная книга. Музейное собрание рукописных и старопечатных книг насчитывает около двух тысяч памятников. Наиболее ценным среди них является Книга о постничестве святителя Василия Великого начала XV века. Среди старопечатных книг есть издания Москвы, Киева, Вильно, Львова, Острога, начиная со знаменитой «острожской» Библии Ивана Федорова 1581 года и кончая продукцией старообрядческих типографий начала XX века. Лишь малая часть этой коллекции может быть представлена в постоянной экспозиции.

Leave a Reply