Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина — одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В современной экспозиции представлены обширная учебная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

Началом строительства здания Музея считается 17 (29 по новому стилю) августа 1898 года, когда состоялась церемония торжественной закладки. 31 мая (13 июня по новому стилю) 1912 года он был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

Экспозиционное пространство музейного комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено несколькими зданиями:

1. Главное здание музея, в котором находятся отделы:

– “Искусство древнего мира”. Основу экспозиции Египетского зала составляла превосходная коллекция подлинников, собранная признанным авторитетом школ египтологии и ассириологии в России и в мире В.С.Голенищевым. Ее дополнял целый ряд слепков. В Ассирийском зале в слепках были представлены лучшие памятники искусства Передней Азии. Особое внимание основатель Музея И.В.Цветаев уделял искусству Древней Греции и Древнего Рима, ему было посвящено 12 залов из 20, существовавших к 1912 году;

– “Искусство средних веков и эпохи Возрождения”. Об искусстве средних веков и Возрождения дает представление Итальянский дворик, в других представлены слепки и копии с выдающихся произведений раннехристианского, византийского и западноевропейского искусства средних веков: византийские мозаики, романская и готическая скульптура. Раннее и Высокое Возрождение проиллюстрировано слепками с работ наиболее значительных мастеров — Филиппо Брунеллески, Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча, Донателло, Микеланджело Буонарроти;

– “Европейское искусство XVII – начала XIX века”. В нем содержатся произведения крупнейших представителей различных национальных школ. Так, ведущими художественными державами в XVII веке были Италия, Испания, Фландрия, Голландия и Франция. Собрание голландской живописи XVII века – одно из лучших в коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Искусство Франции XVII – начала ХIХ веков представлено в 3-х залах;

– “Собрание слепков”. При входе в музей затененный вестибюль с массивными египетскими колоннами сменяется торжественным маршем парадной лестницы, облицованной розовым мрамором и увенчанной монолитными колоннами с бронзовыми капителями. За лестницей открывается залитое светом помещение Белого зала в виде двухъярусной базилики с коринфскими колоннами. Живописный фриз за колоннами парадной лестницы выполнен по мотивам древнегреческой вазописи художниками И.И. Нивинским и К.П. Степановым. Два зала по сторонам от входа, так называемые Греческий и Итальянский дворики, сразу же дают зрителю представление о составе музейной коллекции слепков и ее главных разделах — искусстве античности, средних веков и эпохи Возрождения;

– “Собрание подлинников”. Экспозиция музея включает около трех тысяч подлинных произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства с древнейших времен до наших дней. Это работы мастеров Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, Византии, Италии, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Испании, Франции и других стран.

2. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. В 26 залах Галереи представлено собрание произведений мастеров XIX – XX веков и посвящены различным течениям европейского искусства или творчеству отдельных художников. Гордость Галереи — живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века.

3. Отдел личных коллекций. Основная экспозиция закрыта до 2019 года, проводятся тематические выставки.

4. Мемориальная квартира С.Рихтера. Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света».

Музей старается хранить музыкальные и семейный традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.

Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире. Отец, прекрасный музыкант, не занимал­ся систематически музыкой с сыном. Уни­кальный случай – до двадцати двух лет один из величайших пианистов XX века оставался самоучкой. На протяжении всей жизни Рихтер поражал своими феноме­нальными знаниями оперной литературы, увлекался музыкой Р. Вагнера, оперы ко­торого помнил наизусть. С.Рихтер выступал с концертами на протяжении 55 лет (с 1940 по 1995 год), в том числе в странах Восточной и Западной Европы, Японии, США и Канаде.

Leave a Reply