Древние монастыри Москвы

Самые первые монастыри в Москве, о которых нам известно – Данилов и Богоявленский. Они появились в Москве в конце 13 века, а активное строительство монастырей в городе началось только во второй половине 14 века. В это время были возведены Андроников, Чудов, Сретенский, Рождественский, Симонов монастыри. Но большая часть всех известных монастырей в Москве была построена еще позже, в 16-17 веках.

С самого начала монастыри в Москве делились на две категории. На территории города существовали такие, которые предназначались исключительно для религиозных целей. На окраинах, по периметру Москвы, строили монастыри-сторожи. Эти монастыри были хорошо укреплены, имели стены, подобные крепостным, и если к городу подходил неприятель, они оказывали ему сопротивление. Конечно, если монастырь был женским, как например, Новодевичий, то на подмогу высылались солдаты. Такими же монастырями-сторожами были Андроников, Новоспасский и Симонов монастыри. Позже, когда Москва расширила свои границы, они утратили свое оборонительное назначение и приобрели новые архитектурные детали.

1. Новодевичий монастырь самый красивый действующий женский монастырь Москвы. Он находится в излучине Москвы-реки на Девичьем поле – в этих местах, по преданию, во времена татаро-монгольского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды. Монастырь был основан в 1524 году, во времена правления князя Василия III, отца Ивана Грозного, в память присоединения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы – события, завершившего формирование единого и независимого Московского Государства.

Новодевичий монастырь – настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко». В советское время монастырь был закрыт; здания его функционировали только как музей. В 1994 году монастырь вновь стал действующим. В настоящее время ансамбль монастыря включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций. В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор.
Где: метро Спортивная

2. Донской монастырь. Один из наиболее хорошо сохранившихся монастырей Москвы был создан в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Сегодня в обители находятся чудотворная Донская икона Божией Матери, мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В Смутное время обитель была разграблена и пришла в упадок, в конце XVII века возродилась и в целом приобрела нынешний облик. Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. Возрождение монастыря началось с 1991 года.

Сотрудниками экскурсионного отдела паломнического центра Донского монастыря проводятся экскурсии по монастырскому ансамблю, некрополю. Всем желающим предоставляется возможность размещения в паломнической гостинице Донского монастыря, а также паломникам и гостям столицы предоставляется возможность организованного питания в монастырской трапезной.
Где: метро Шаболовская

3. Новоспасский монастырь ведет свою родословную от самого первого московского монастыря. Основан он был еще в XIII веке князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, а первыми его о обитателями стали монахи переведенного в Кремль Данилова монастыря. Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства.

В середине XVII века старый собор был почти полностью разобран и на его месте  началось строительство нового собора — грандиозного, торжественного, увенчанного пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, которые семь лет спустя были объявлены им «образцовыми» для всей России.

Внутри собора сохранились фрески XVII века. В 1918 году Московский Новоспасский монастырь был закрыт и превращен в тюрьму. Позднее здесь находились различные учреждения, вытрезвитель, жилые квартиры. С 1991 года он является действующим монастырем.

Сотрудниками монастыря проводятся экскурсии по ансамблю с посещением Преображенского Собора и Усыпальницы бояр Романовых.
Где: метро Крестьянская застава/Пролетарская

4. Свято-Данилов монастырь – древнейший московский монастырь был основан не позднее 1282 года князем Даниилом Московским, сыном святого Александра Невского. В 1330 г. великий князь Иоанн Калита перевел братию монастыря в Кремль и древние строения Даниловой обители постепенно пришли в запустение. В 1560 г. монастырь был возобновлен царем Иваном Грозным. Во второй половине XVII века монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями, а старый собор разобран из-за ветхости. На его месте был выстроен новый двухэтажный храм. Сильно перестроенный в 1729 году, он сохранился до нашего времени. В 1752 г. над его западной папертью была построена башенка с храмом прп. Даниила Столпника.

В XIX-XX вв. на территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ. Формально монастырь был закрыт в 1918 году, но монашеская жизнь в обители продолжалась до 1930 года. После закрытия в 1931 году и до 1983 года в монастыре размещалась колония для несовершеннолетних преступников.

Где: метро Тульская

5. Рождественский монастырь. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Ивановной. Этот один из древнейших женских монастырей Москвы, по некоторым данным, первоначально находился в Кремле, а в 1484 году был перенесен на нынешнее место в Белый город. Он расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым и дал имя. Монастырь создан в память о победе на Куликовом поле по благословению преподобного Сергия Радонежского, ставшего первым духовником обители.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1501-1505 годах и многократно перестраивался. Во время пожара 1547 года собор пострадал, но вскоре был восстановлен. В XVI в. над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII в. и замененная шатровой колокольней, которую в 1855 году поразила молния. Колокольня над святыми вратами построена в 1835-1836 годах. Первая каменная ограда с четырьмя угловыми башнями была возведена в 1671 году, новая ограда построена в 1882 году частично на основании прежней. На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX – начале XX столетия эти здания были снесены.

В 1922 году Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен. Окончательная ликвидация монастыря последовала в 1923 году и собор был отдан Моссоветом под клуб милиции. Спустя некоторое время на территории обители разместили исправительный трудовой дом. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в древней московской обители.

Где: метро Лубянка/Трубная/Цветной бульвар/Кузнецкий мост

6. Сретенский монастырь основан в 1397 году на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 году. Это один из старейших монастырей города. Хорошо сохранились фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве (1707 год). В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Фёдоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре.

В конце 1925 году Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годы большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД: на монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы.

Восстановление монастыря началось в 1991 году. На сегодняшний день на территории Сретенского мужского монастыря располагается Сретенская духовная семинария, а книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

Где: метро Чистые пруды/Лубянка

7. Высоко-Петровский монастырь. История монастыря тесным образом связана с образованием Московского княжества. В 1325 году митрополит Киевский и всея Руси Пётр принял предложение Великого князя Калиты о переносе митрополичьей кафедры из Киева в Москву, что отвечало чаяньям Ивана Калиты по объединению русских земель вокруг Москвы. Высоко-петровский монастырь был основан в селе Высоком на берегу реки Неглинки ещё при жизни митрополита Петра во имя апостолов Петра и Павла и первоначально назывался Петропавловским. Начинался он с небольшого деревянного храма во имя апостолов Петра и Павла. Монастырь защищал Москву с севера, входил в северное кольцо монастырей-форпостов вместе со Страстным, Никитским, Рождественским, Сретенским и Ивановским.
Расцвет Высоко-Петровского монастыря пришёлся на последнюю четверть XVII века и связан с покровительством бояр Нарышкиных — родственников Петра I по материнской линии. Их московский двор находился по соседству с монастырём и позднее вошёл в комплекс Высоко-Петровского монастыря (Нарышкинские палаты). Обитель была любимым местом молитвы семьи Нарышкиных, в том числе Натальи Кирилловны, матери Петра I. Возможно, в честь любимого святого Наталья Нарышкина нарекла своего первенца Петром.

По велению царя в 1684-1685 гг. на месте деревянной Покровской церкви возводится каменная пятиглавая церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Своды этой церкви стали усыпальницей рода Нарышкиных, здесь были похоронены 18 родственников Петра I.

Высокопетровский монастырь был разграблен во время наполеоновского нашествия 1812 года. В стенах монастыря французы расстреливали москвичей, обвинённых в поджогах, их тела закапывали возле монастырской колокольни. В советский период, в 1922 году монастырь был закрыт, последний действующий храм монастыря опечатали в 1929 году. Из Боголюбского храма-усыпальницы были выброшены все надгробья царских родственников, которые сегодня сложены вдоль южной стены храма, и устроен завод по ремонту моторов для сельскохозяйственной техники. Во время строительства метро территория монастыря заваливалась мусором и грунтом, благодаря чему храмы ушли в землю почти на 2 метра. Монастырь вообще предполагалось снести, чтобы расширить Петровку, но намерение выполнено не было. С 1990-х началось возвращение Высоко-Петровского монастыря Русской Православной церкви.

Где: метро Чеховская

8. Спасо-Андроников монастырь. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим в Москве монастырским храмом, построенным в XV веке и сохранившимся до нашего времени. В 1358 году митрополит Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте Золотой Рог близ Константинополя. Он дал обет, что если останется жив, то построит в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день. Буря застигла его в день Спаса Нерукотворного и, вернувшись в Москву, в 1361 году Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного. Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского – Андроник, причисленный к лику святых, поэтому монастырь называется Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец, выкопанный его руками.
Видел монастырь и литовских князей Ольгердта и Кейстута, и Тохтамыша, разорившего обитель, и Наполеона. Сентябрьской ночью 1812 года, разбив ворота, сюда ворвались французские солдаты. Через два дня разграбленный монастырь загорелся, чудом не пострадали мощи св.Андроника и св.Саввы. После пожара наполеоновские захватчики расположились в монастыре на постой и образа кололи на дрова.

При игумене Александре в 1420 году на месте деревянного собора был возведен новый, каменный, сохранившийся до наших дней. Расписывали его знаменитые древнерусские мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены. В настоящее время их могилы утеряны.

После революции монастырь сильно пострадал. В 1919 году в нем были устроены квартиры для рабочих, а весной 1922 года изъяли все ценности и разместили здесь колонию для беспризорных детей. Для них на территории бывшего монастырского кладбища была устроена футбольная площадка. В 1930 году была взорвана колокольня.

В 1947 году монастырь объявлен историко-культурным заповедником, а с 1960 года на территории монастыря действует Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Где: метро Площадь Ильича/Римская

9. Андреевский монастырь. Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью. Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году – каменный надвратный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским. Фасады храма украшают полихромные изразцы, впервые примененные в убранстве московских церквей.

Особый расцвет Андреевской обители связан с основанием в ее стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым ученого братства. Приехавшие в 1648 году в Москву по инициативе Ф.М.Ртищева ученые киевские монахи разместились в стенах монастыря. Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. В XVII веке Андреевский монастырь имел в собственности земли, мельницы, рыбные ловли и прочую недвижимость. Среди приписанных к нему обителей числился и московский Донской монастырь. В 1648-1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен комплекс монастырских зданий.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году. В 1918 году богадельня на территории монастыря прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны. В храме святого апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов. Некрополь обители в основном был уничтожен в 20-40-е годы XX века. В 1996 году комплекс монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.

Где: метро Воробьевы горы

10. Крутицкое подворье. «Крутицами» в древности назывались все возвышенности, лежащие на левом берегу Москвы реки. В 1272 году на Крутицах были построены и освящены храм святых Апостолов Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии. Важное значение для процветания Крутицкого подворья играло его месторасположение: близость водной и сухопутной магистралей. Вдоль восточной части ограды проходила известная с XII века Коломенская дорога. Направляясь в Орду, Московские князья часто ездили по Николо-Угрешской дороге. Играли свою роль близко расположенные Симонов и Новоспасский монастыри, привлекавшие многочисленных паломников.

Обширное строительство и благоустройство Крутиц при митрополите Павле II превратило этот уголок Москвы, по словам современников, в «некий рай». В восточной части подворья был устроен великолепный сад — один из первых декоративных садов Москвы, в котором причудливые растения дополнялись «водометами» (фонтанами), воду для которых давали родники. К саду примыкал небольшой огород. Согласно указа 1788 г. архиерейское подворье упразднено, а Крутицкому Успенскому собору положено было быть приходской церковью.

Во время Отечественной войны 1812 года Крутицы сильно пострадали от пожара. Значительно пострадал верхний Успенский храм и храм Петра и Павла. Подворье было осквернено французами – исчезла настенная живопись, иконы. В разные годы Крутицкое подворье являлось одним из центров духовного просвещения. Так, например, во второй половине XVII века подворье оказалось местом, где проводились работы по переводу книг Священного Писания с греческого на русский язык.

Годы советской власти принесли подворью разорение и разрушения. В 1991 году началась реставрация комплекса, но Монастырем оно более не является; в наши дни здесь расположено Патриаршее подворье и церковный отдел по делам молодежи. В Крутицком подворье можно увидеть до сих пор сохранившиеся Святые ворота с фресками, Малый Успенский собор и Терем, которые соединены переходами, действующий Верхний храм собора, Митрополичьи палаты, Воскресенскую церковь, Колокольню с потрясающими проходами в виде арок и многое другое.

Где: метро Пролетарская

Leave a Reply