Дом-музей А. П. Чехова

Первый музей А. П. Чехова (1860 — 1904) в Москве был создан по инициативе семьи писателя и открыт 25 апреля 1912 года при Румянцевском музее. Сегодня Дом-музей Чехова расположен в двухэтажном каменном флигеле, построенном в 1874 году на Садовой-Кудринской улице, который Чеховы арендовали у известного врача Я. А. Корнеева. Писатель жил здесь с 27 августа 1886 года и до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890 года.Именно здесь были написаны пьесы «Иванов», «Леший», водевили «Медведь», «Предложение», «Свадьба», повести «Степь», «Огни», «Скучная история», многие рассказы.

В «доме-комоде», как называл его сам Чехов, бывали литераторы, художники, артисты, музыканты: В. Г. Короленко, В. А. Гиляровский, И. И. Левитан, Ф. О. Шехтель, П. И. Чайковский, А. И. Сумбатов-Южин, В. И. Немирович-Данченко.

По описаниям и рисункам родственников в доме практически полностью восстановлена та обстановка, в которой жил и творил писатель: его спальня и кабинет, комнаты сестры и брата, гостиная.
В вестибюле музея можно увидеть портрет Чехова – творение скульптора С. Коненкова. Здесь же размещены книги писателя, которые были изданы на разных языках, а также фотографии и рисунки с видами так любимой Чеховым Москвы конца XIX века.
В трех залах  дома размещена литературная экспозиция, которая посвящается жизненному и творческому пути писателя. Ее основой являются личные материалы и документы Чехова, подаренные государству его семьей. Один из залов рассказывает о поездке Антона Павловича на Сахалин.
Главный зал дома-музея Чехова в Москве позиционируется не только как экспозиционный, но и как концертный. Здесь расположен «Театр Чехова».
В экспозиции зала представлены редчайшие афиши спектаклей чеховских времен, открытки-фотографии, на которых изображены выдающиеся актеры, играющие персонажей пьес писателя-драматурга, программки, фотографии самого Чехова среди актеров, отзывы современников на его пьесы.
В доме-музее Чехова проводятся музыкальные и литературные вечера, экскурсии-лекции для посетителей всех возрастов, научные конференции.

Пешеходная экскурсия по Москве – это уникальная возможность открыть для себя мир Чеховской Москвы, познакомиться со многими памятниками и достопримечательностями, связанными с жизнью и творчеством знаменитого русского писателя. Москва была любимым городом Чехова, именно с ней связано большинство его произведений и рассказов, на ее просторных улочках и бульварах, в атмосфере уютных московских кафе Чехов черпал вдохновение для своих бессмертных произведений.

Антон Павлович Чехов родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова – водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов. После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его “юмористические мелочи” регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами. После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает “многописание”: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ – сценка, этюд, набросок, – основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники “Пестрые рассказы” (1886) и “Невинные речи” (1887).

В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно появляются во многих журналах и газетах; выходят отдельные издания и сборники, которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы “объективной” прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы “Чайка” на сцене Александринского театра (1896) закончилось провалом, только постановка Московского Художественного театра (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес (“Дядя Ваня”, 1899; “Три сестры”, 1901,”Вишневый сад”, 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова – “хмурые”, скучные, живущие “в сумерках” люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически – они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Leave a Reply