Дом-Музей А.Н.Островского

Музей находится в доме, где родился драматург А.Н.Островский. Деревянный дом — памятник культуры начала 20-х годов XIX века, располагается в Замоскворечье — одном из тех редких мест в сегодняшней Москве, где сохранились обаяние и уют старинного быта. Вокруг городской усадьбы Островского разбит роскошный сад, который цветет с ранней весны до поздней осени, а комнаты деревянного дома, где разлит немного приглушенный, мягкий свет, хранят атмосферу и настроение спокойной, размеренной жизни.
Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга и его семьи, друзей-актеров; предметов материальной культуры России XIX столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья.

Экспозиция первого этажа дома-музея состоит из кабинета, спальни и Красной гостиной. Деревянная лестница с резными балясинами из сеней первого этажа ведет на второй этаж, где посетитель как бы оказывается в старой Москве: на картинах и гравюрах того времени — вид на Кремль со стороны Болотной площади, Александровский сад, Кузнецкий Мост, Марьина роща, Петровский парк. Одна из комнат дома-музея посвящена сценической истории пьесы „Гроза“. Здесь же экспонируются красочные эскизы костюмов и декорации А.Головина к лучшей постановке «Грозы», состоявшейся в 1916 году на сцене Александринского театра.

Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А. Н. Островского на сцене русского театра — в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи. Современники называли Островского «рыцарем театра». Глубокое знание актерского быта, жизни сцены, актерской психологии помогло ему создать пьесы, посвященные теме театра. Специальный зал экспозиции посвящен сценическому воплощению пьес Островского на сцене послереволюционного театра. В числе постановок, представленных на ней, спектакли корифеев советской и мировой режиссуры — К.Станиславского, В.Немировича-Данченко, Вс.Мейерхольда, А. Таирова.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 годы служил, занимая различные посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.

Писать он начал рано. Первая из его опубликованных пьес «Свои люди — сочтемся!» («Банкрут»), напечатанная в 1850 году, произвела сильное впечатление на читающую публику. Неожиданным здесь было почти все — купеческая семья, в которой развивается действие, яркий, богатый и как будто подслушанный в жизни язык героев. И, конечно же, сюжет.

Островский активно работал, выпуская ежегодно по пьесе. Однако популярность его пьес продолжала расти, несмотря на сохранявшееся подозрительное отношение к нему властей и на упреки сторонников как «высокого», так и «обличительного» искусства. Укрепляется и его связь с Малым театром, где многие актеры разделяют новаторские идеи Островского. Не случайно большая часть пьес драматурга впервые оказалась поставленной именно на этой сцене.

В десятилетия, последовавшие за выходом «Грозы» (1859), Островский много и плодотворно работал. В 60-е-70-е годы он отошел от драматизма «Доходного места» и «Грозы», возвращаясь к поэтическому описанию жизни простых людей. Водевильный характер пьес не помешал ему ярко и живо показать в них картины столь хорошо знакомой замоскворецкой жизни.

В эти же годы Островский создает ряд исторических пьес «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие. Они оказались далеко не такими популярными и театральными, как другие его произведения. Для драматурга, однако, обращение к истории было очень важно. Островский пытался найти здесь корни той широты и чистоты русского характера, которые он не переставал воспевать в своих «современных» пьесах. Любовное и возвышенное отношение к народной культуре проявилось в драматической поэме в стихах «Снегурочка». Создавая историю Снегурочки, отдавшей свою жизнь ради любви, Островский использовал материал народных сказок и песен. Не случайно, хотя сама пьеса не имела особого успеха, созданная на ее основе опера Римского-Корсакова завоевала огромную популярность.

В последнее десятилетие жизни творчество Островского становится все более и более трагическим, он пишет такие произведения – «Бесприданница», “Таланты и Поклонники”. Персонажи, связанные с миром театра, встречаются во многих пьесах Островского и это, конечно, не случайно. Он всегда принимал близко к сердцу беды и удачи российского театра. Его ужасало бесправное положение актеров императорских театров, их зависимость от чиновников, нищенское жалование и тяжкий труд, а также невежество многих исполнителей, отсутствие у них интереса к пьесе в целом. Островский часто сам репетировал с актерами свои пьесы, пытаясь найти у них понимание, добиться более глубокого исполнения, соответствующего новаторскому характеру пьес. Удавалось это далеко не всегда. Островский надеялся начать формировать репертуар из серьезных пьес, не поступаясь интересами искусства в угоду кассовым сборам. Мечтал он и о возрождении театральной школы, которая должна была готовить профессиональных актеров. Однако смерть 2 (14) июня 1886 года не позволила ему провести в жизнь давно задуманные реформы.

Leave a Reply