Большой театр

Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны. Зарубежным зрителям, специально приезжающим в Москву для того, чтобы посетить спектакли театра, и посещающим гастрольные представления за рубежом, Большой предлагает широкий спектр русского классического наследия, формируя новые представления о развитии музыкально-театрального искусства в России.

28 марта (17-го по старому стилю) 1776 года Екатерина II подписала прокурору князю Петру Урусову «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра.

Уже в 1805 году возник проект создать в Москве театральную дирекцию «по образу и подобию» петербургской. В 1806 году он был реализован — и московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой Дирекции императорских театров.

В 1819 году был объявлен конкурс на проект нового здания театра, на месте сгоревшего. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.

В июле 1820 года началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой — Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ее украшению.

6 января 1825 года состоялось торжественное открытие нового здания театра. На его сцене продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов — Верстовского, и Глинки. Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации… Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика. Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 году была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 года оно уже распахнуло свои двери для публики. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II.

Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой.

Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

После революции 1917 года занавесы императорского театра убрали. В 1920 году театральный художник Ф.Федоровский, работая над постановкой оперы «Лоэнгрин», выполнил раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, который стал использоваться затем в качестве основного. В 1935 году по эскизу Ф.Федоровского был выполнен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты — «1871, 1905, 1917». В 1955 году на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес Ф.Федоровского — с вытканной государственной символикой СССР.

Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод. Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 годах был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 года. И уже 13 марта открылся как Государственный Большой театр.

В апреле 1941года Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война. Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в город Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт. 22 октября 1941 года в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 года в театре начались восстановительные работы. И уже осенью 1943 года Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М.Глинки «Жизнь за царя».

В 1960 году в здании театра был сооружен и открыт большой репетиционный зал — под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала. А в 1975 году к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако главные проблемы — неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра — решены не были.

В 2005 году Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом – отдельная глава летописи Большого театра.

По зданию театра проводятся экскурсии, посетители могут попасть на закрытые репетиции и монтаж декораций к представлениям, посетить Большой и Малый императорские залы, где обычно проходят выставки, а также второй ярус, главную ложу и подземный Бетховенский зал-трансформер. Проходящие в театре выставки также доступны посетителям во время экскурсии.

Большой театр после многолетней реконструкции открылся в 2011 году торжественным гала-концертом.

Большой театр даже во многом восстановил исторический облик, утраченный за годы советской власти. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе восстановлены по состоянию на 1895 год, когда их интерьеры были изменены во время подготовки к торжествам, сопровождавшим коронацию императора Николая II. Были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. Теперь жители Москвы и гости столицы видят отреставрированные фасады и обновленный символ Большого театра — знаменитую квадригу Аполлона, созданную скульптором Петром Клодтом.

 

Leave a Reply