7 июля (24 июня) день Ивана Купала

Летнее солнцестояние – один из поворотных моментов года. Издревле все народы  отмечали в конце июня праздник летнего солнцестояния. Отмечается он и по сей день, у одних стран по старому стилю – с 20 по 26 июня, у славян по новому стилю – ночь с 6 на 7 июля. Этот праздник с древними традициями и обычаями, упоминается в памятниках древнерусской письменности в XII веке, хотя корни его уходят гораздо глубже.

У наших предков существовало божество Купало (Купала), олицетворяющее плодородие. В его честь вечерами распевали песни, прыгали через костер. Со временем такие обряды трансформировались в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию, дополняя народной фантазией. Имя же Иван появилось в названии праздника после принятия на Руси христианства: в этот день, 7 июля по григорианскому календарю (24 июня по юлианскому календарю), православная церковь празднует Рождество Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Таким образом, Иван Купала (Иванов день) – это яркий, будто летнее солнце, пример того, как в русской праздничной традиции христианские верования переплелись с языческими, взаимно питая, дополняя и обогащая друг друга.

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца Ярила, супругой которого была светоносная Заряда (Заря-зарница, красная девица). На это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь — самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные и целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.

В то же время календарный период, на который приходились купальские праздники, считался наиболее “опасным”: по поверьям, в это время активизировались потусторонние силы. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы справляют свой праздник, который заключается в особенном причинении зла людям. Особенно страшной в глазах крестьян была купальская ночь, она же являлась апогеем праздника, так как именно в это время совершались основные обрядовые действия.

В канун праздника, 6 июля, русские люди обязательно мылись в банях. Русская парная баня – вообще явление уникальное, она обладает и сакральной функцией. Множество поверий и обрядов связано с баней. Совмещая в себе стихии огня и воды, баня символизировала полное очищение человека через огонь и воду. А также в этот день заготавливали банные веники на весь год.

Поутру купаться – обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое бултыхание опасным, ибо в Иванов день справляет именины сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство вторгаются люди, и потому мстит им тем, что топит. Повсеместно бытовало представление об оздоровляющем действии купальского омовения. Человек, отказавшийся купаться, подозревался в колдовстве.

Однако главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Старики с помощью трения сухих палочек добывали “живой огонь”, разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Вокруг костров плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. «Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, – сообщал один из этнографов XIX века, – и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина». В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

Популярны были также поверья и ритуалы, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в этот день, высушивают и сберегают, почитая более целебными, чем собранные в любое другое время. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав, водили хороводы и пели песни. Повсеместно были распространены рассказы о необычных явлениях, происходивших в это время с растениями, об их чудодейственной силе. Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, в Иванову ночь собирали целебные коренья и травы на весь год.

Традиционное действо в ночь на Ивана Купалу — поиск цветущего папоротника. Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. По народным поверьям, цветущий папоротник не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Праздник Иван Купала популярен не только среди русского народа, начиная от Карпат и по всей Руси в ночь с 6 на 7 июля многие века отмечали и продолжают сегодня отмечать этот мистический, загадочный, чарующий, разгульный и веселый праздник.

Leave a Reply